Лучшие американские университеты предлагают бесплатные курсы онлайн
Хорошо известно, что поступить в американский университет теперь стало намного сложнее, чем раньше. При этом многие университеты предлагают сейчас бесплатные учебные курсы в Интернете.
Примером здесь может служить опыт Массачусетского технологического института (MIT) и еще нескольких ведущих образовательных организаций, вслед за которыми другие американские университеты также стали выкладывать на своих сайтах всевозможные учебные материалы. Среди них можно найти конспекты лекций, примеры тестовых заданий и даже аудио- и видеозаписи занятий. Ежемесячно подобные сайты посещают от нескольких тысяч до миллиона уникальных посетителей.
Эти курсы существенно отличаются от так называемого дистанционного обучения, которое многие университеты предлагают сегодня на платной основе. Слушатели бесплатных курсов не получают дипломов. Представители университетов говорят о том, что организация бесплатных курсов связана с желанием демократизировать образование, сделать лучшие образовательные ресурсы доступными для большего количества людей. Но они также надеются, что бесплатные курсы увеличат приток абитуриентов, а также привлекут дополнительное внимание к деятельности университета локальных сообществ выпускников по всему миру.
Первая подобная программа “OpenCourseWare” была разработана усилиями MIT еще в 2003 году. Университет уже разместил на своем сайте конспекты лекций и рабочие программы по более чем 1500 учебным курсам, которые доступны для всех желающих. К ноябрю нынешнего года их число должно достигнуть 1800, то есть фактически сравняться с общим количеством всех курсов, которые читаются в MIT.
Прошлой осенью Университет Нотр Дам в штате Индиана также выложил в открытый доступ 8 своих курсов по различным тематикам (от "Введения в философию" до "Истории афроамериканской культуры"). Среди представленных на сайте материалов – рабочие планы занятий, ссылки на рекомендованную литературу, конспекты лекций и домашние задания. Университет планирует в ближайшие два года увеличить число предлагаемых в Интернете курсов до 30.
Йельский университет (Yale University) тем временем пошел еще дальше, заявив, что будет выкладывать на свой сайт видеозаписи лекций для студентов, доступные для публичного ознакомления. В этом академическом году планируется выложить материалы по семи предметам, таким как "Введение в Ветхий завет" и "Основы физики".
Менее известные общеобразовательные учебные заведения также включаются в это движение. Например, женский Колледж Брин Мар (Bryn Mawr College) в штате Пенсильвания сейчас выбирает курсы для размещения в Интернете. Летом на сайте колледжа должен появиться широкий спектр программ – по психологии, физике или, например, истории Филадельфии.
Многие университеты по примеру MIT стараются выложить как можно больше материалов по различным предметам. В них могут входить учебные планы, конспекты лекций, библиография и даже домашние задания. Другие учебные заведения, например Университет Беркли (Berkeley University), просто создают в Интернете аудио- и видеоархивы своих лекций.
В рамках курса MIT "Введение в моделирование", позволяющего получить представление о работе инженерного класса университета, пользователи Интернета могут изучать задания и примеры контрольных вопросов, а также рекомендации по работе над проектами. Как и в других курсах MIT, на сайте представлен план лекций, так что пользователи видят всю структуру курса и учебные материалы, которые в нем используются, но при этом доступны лишь некоторые конспекты лекций.
Некоторые из онлайн-курсов MIT являются более полными. Например, все лекции по физике известного профессора Уолтера Левина сняты на видео. Кроме того, на сайте можно найти подробные конспекты лекций и даже практические задания. Профессор Левин рассказывает, что он ежедневно получает письма от публики и пытается отвечать на каждое. И хотя некоторые из корреспондентов могут быть "надоедливыми", профессор считает, что на это можно не обращать внимания, потому что другие письма свидетельствуют о том, что дети и взрослые благодаря такому общению начинают лучше понимать и любить физику. "Над некоторыми из писем я просто плачу", – заключает профессор.
По словам Роберта Крохана, канадского предпринимателя, живущего на одном из островов Карибского бассейна, он использует некоторые курсы MIT в своей работе над альтернативным источником энергии. Крохан также изучает лекции по международным отношениям и финансам для дополнительного образования. "Я самоучка и эти лекции здорово помогают мне развивать свои знания и обогащать их формальной терминологией", – замечает он.
Подкасты, или доступ к аудиофайлам через Интернет, а также MP3-плееры, такие как iPod, также становятся все более популярными. Компания Apple Inc. старается аккумулировать академическую активность в рамках своего проекта iTunes: около года назад она создала специальный сервис U Web, который предназначен для хранения аудио- и видеозаписей лекций.
Среди университетов, которые уже воспользовались этим сервисом, можно отметить Стэнфорд (Stanford University), который разместил на U Web полные курсы лекций по трем дисциплинам: "Кризис как предмет литературы", "Иисус в контексте истории" и "Современная теоретическая физика". В течение 2007 года Стэнфорд собирается поделиться с публикой еще девятью курсами.
Apple не берет денег с университетов за использование свой платформы, утверждая, что компании выгодно делать эти технологии доступными для молодых людей, которые используют их для обучения. "Это позволяет людям думать об iPod иначе, использовать его не только для прослушивания музыки", – замечает Эдди Кью, вице-президент музыкального подразделения Apple.
Многие школы, предлагающие различные онлайн-материалы, поддерживаются фондом Вильяма и Флоры Хьюлетт, который выделил $68 млн на поддержку этого движения.
"Знание – это общественное достояние, а общественное достояние должно распространяться свободно", – говорит Кэтрин Кассерли, руководитель образовательных программ в городе Менлоу Парк, штат Калифорния. – "Благодаря вкладу множества людей и организаций мы сможем совершить революцию в преподавании и обучении".
Миссия по демократизации образования стоит и перед университетами. Но последние, разумеется, заинтересованы не только в общественном достоянии. Представители учебных организаций говорят, что материалы, размещенные онлайн, могут привлечь дополнительных абитуриентов, заинтересовавшихся содержанием конкретных курсов.
Это подтверждается исследованием, которое недавно было проведено в MIT. Оно показало, что примерно треть всех первокурсников в качестве основной причины подачи заявления в университет указывают именно посещение сайта OpenCourseWare.
Так что университеты не боятся потерять абитуриентов из-за курсов, доступных в Интернете. "С точки зрения Йеля, нет ничего более важного, чем прямое общение между студентами и преподавателями, – считает Диана Клейнер, преподаватель истории искусства и руководитель онлайнового образовательного проекта Йельского университета. – Размещение части наших курсов онлайн ничего в этом не изменит".
По материалам The Wall Street Journal
|